Развитие дополнительного образования в Доме детского творчества Урмарского района (5 февраля 2017 года, интервью с директором ДДТ Пудриковой К.А.)

Российскую систему дополнительного образования можно с уверенностью назвать уникальной. Ни в одной другой стране мира нет такого количества разнообразных кружков, спортивных секций и других бесплатных учреждений для школьников. Что касается Дома детского творчества Урмарского района, то здесь действуют разнообразные кружковые объединения, в которых ребята развивают свои творческие, спортивные и интеллектуальные способности. О том, чем сегодня живет система дополнительного образования в Доме детского творчества и какие меры принимаются для ее развития, мы поговорили с директором МБОУ ДО «Дом детского творчества» Урмарского района Пудриковой Кристиной Алексеевной. 

         - Кристина Алексеевна, как вы считаете, насколько сегодня урмарским школьникам нужны учреждения системы дополнительного образования? Оправдывают ли они себя в современных реалиях жизни?

         -  Уверена, что оправдывают. Понимаете, в школе ребенок получает знания, которые необходимы для следующего этапа образования, работы. Занятия в учреждениях дополнительного образования помогают сформироваться личности. Ведь там он делает то, что ему нравится. Общается с близкими по интересам ровесниками, находит друзей и добивается успехов в любимом деле. А помимо этого имеет возможность выезжать на соревнования, конкурсы, участвовать в походах, экспедициях и экскурсиях.

     - Пользуются ли Дом детского творчества у школьников популярностью? 

    - Еще как! Всего в настоящее время в нашем учреждении занимаются 366 воспитанников в различных кружковых объединениях. Причем самое популярное направление – спортивное. Это -  «Каратэ-до» под руководством бессменного тренера-преподавателя Григорьева Юрия Ивановича и молодого тренера-преподавателя Константиновой Ольги Юрьевны – ученицы Юрия Ивановича. Также дети с удовольствием посещают кружковое объединение «Шашки-шахматы», которым уже не первый год руководит педагог Вакин Орест Ефстафьевич. На втором месте по числу посещающих - кружки художественного творчества. В «Творческой мастерской «Умелица» воспитанники ежедневно с интересом воплощают свои творческие идеи в жизнь. Также по популярности ежегодно набирает обороты туристско-краеведческое направление: «Родные просторы» под руководством молодого педагога Чуркина Кирилла Ивановича, «Школа выживания» под руководством Иванова Вячеслава Николаевича, «Родная сторона», руководителем которого является Романова Светлана Васильевна, «Туризм и краеведение», которым руководит педагог Бормисова Эльвирина Ивановна. А так, Дом детского творчества работает по 5 направлениям: художественное, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, естественнонаучное, техническое.

-  Как у вас проходит набор кружковцев?

- Все очень просто: 1 сентября мы проводим день открытых дверей нашего Дома детского творчества. В этот день дети могут познакомиться со всеми объединениями и педагогами. Также о нас можно узнать из официального сайта Дома детского творчества, где содержится подробная информация о графике работы, о кружках, о педагогах и т.д. Из уст в уста о нас передают и сами дети. Они приводят к нам своих друзей, одноклассников. В течение года дети имеют право переходить из одного объединения в другое. Некоторые занимаются одновременно в нескольких объединениях. Наши ребята отличаются постоянством: многие посещают Дом детского творчества уже не один год.

 

- Как педагоги приходят в дополнительное образование? Из институтов? Школ? Откуда «пришли» Вы?

– Какие бы изменения не происходили в сфере образования, по-прежнему ключевой фигурой образовательного процесса является педагог. К сожалению, система дополнительного образования детей, также как и в целом система образования, испытывает явный дефицит педагогов, профессионально подготовленных к работе с одаренными и талантливыми детьми. Несмотря на это, в последние годы основной коллектив значительно помолодел. На смену опытным и заслуженным работникам пришли 3 молодых специалиста с высшим образованием.

Сама я после окончания биолого-химического факультета педагогического университета работала в Шоркистринской школе учителем биологии, а с 2015 года работаю в Доме детского творчества. Начинала как методист дополнительного образования, и вот с этого учебного года – директор.

     - Я считаю, что важнейший показатель качества школьного образования – это оценки учащихся. А как оценить качество образования дополнительного?

 

    - Это можно сделать, посмотрев на результаты достижений наших ребят. Весь район знает, что дети, занимающиеся по естественнонаучному направлению, в частности, в кружковом объединении «Лесные Робинзоны», постоянно занимают призовые места на соревнованиях не только республиканского, но и всероссийского масштаба. Это особенно актуально в 2017 году – в Год экологии в Российской Федерации. В апреле 2016 года в городе Екатеринбург Свердловской области прошел заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии, в котором воспитанница кружкового объединения «Лесные Робинзоны» Казакова Яна заняла первое место. Дмитриева Ольга, которая так же является членом объединения «Лесные Робинзоны», в июле 2016 года заняла 2 место в практическом мастер-классе ФБУ «Авиалесоохрана» «Один день из жизни лесного пожарного» в рамках проведения XIII Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост», который проходил в Тульской области. Ежегодно наши каратисты радуют нас своими высокими достижениями на соревнованиях различного уровня. Например, 17 апреля 2016 года на Открытом Всероссийском турнире по всестилевому каратэ Федерации SKIF «Кубок Сето» воспитанники Юрия Ивановича и Ольги Юрьевны в упорной борьбе завоевали первые и призовые места. Это: Долгова Кристина – 1 место по индивидуальному ката и 1 место по командному ката, Федорова Ирина  - 1 место по ката, Петрова Дарья – 2 место по ката и т.д. Вообще, достижения наших каратистов можно перечислять бесконечно. В сентябре 2016 года в г. Новочебоксарск прошел VII Кубок Федерации каратэ WKC России и Всероссийский турнир по всестилевому каратэ, где наша спортсменка Долгова Кристина среди девушек в возрастной категории 14-15 лет завоевала два третьих места по индивидуальному ката. Огромные успехи достигают наши воспитанники из объединения «Родная сторона» под руководством Романовой Светланы Васильевны. В декабре 2016 года в Центре внешкольной работы «Эткер» в г.Чебоксары состоялся очный этап республиканского интеллектуального краеведческого турнира «Знатоки родного края», где воспитанница Дома детского творчества Паденькова Анастасия заняла первое место. Не могу не отметить и наших воспитанников из объединения «Творческая мастерская «Умелица», которые благодаря своим творческим способностям и таланту все чаще и чаще становятся победителями и призерами на конкурсах республиканского уровня. Так, Петрова Арина в сентябре 2016 года стала призером республиканского конкурса «Молочная страна чудес» в рамках Фестиваля Молока и получила из рук Главы Чувашской Республики Михаила Васильевича Игнатьева диплом и ценные подарки. Всех побед и не перечислить, но каждая победа ребят – это самая высокая награда нам, педагогам. Однако это не самое главное. Вы ведь понимаете, что не все триста шестьдесят шесть ребят будут ездить на конкурсы и занимать призовые места. Например, в спорте для нас важнее не взрастить одного чемпиона, а приобщить к здоровому образу жизни всех ребят. Я уже не говорю о том, что после школьных занятий ребенок будет делать что-то для себя полезное, а не болтаться на улице, попадая в дурные компании. Плюс, для некоторых детей нынешние увлечения в будущем становятся профессией.

 

- Как Дом детского творчества связан с другими образовательными учреждениями?

 

Мы активно сотрудничаем со всеми организациями Урмарского района в учебно-воспитательном пространстве. На базе общеобразовательных учреждений работают 12 объединений Дома детского творчества и 1 объединение в дошкольном образовательном учреждении. Так, например, на базе Староурмарской школы действует объединение «Юные инспектора движения» под руководством Антонова Сергея Николаевича. В прошлом году эта школа стала пилотной площадкой республиканского социального проекта «Вместе – за безопасность дорожного движения». Ежегодно юные инспектора движения становятся призерами республиканского конкурса «Безопасное колесо».

 Для укрепления здоровья обучающихся, физического воспитания нами организуются и проводятся районный слет туристов, посвященный международному Дню здоровья, районные туристские соревнования школьников «Снежинка», районные соревнования по ориентированию, где с удовольствием принимают участие многие школы района.

Определяющую роль в деятельности педагога играет методическая помощь. Для этих целей на базе Дома детского творчества ежемесячно проводятся семинарские занятия и совещания с заместителями директоров по воспитательной работе и со старшими вожатыми, где мы обсуждаем актуальные вопросы, план работы, делимся опытом, проводим мастер-классы, индивидуальное консультирование. В течение прошлого учебного года мы провели три выездных семинара. Мы побывали в Шихабыловской и Синекинчерской школе, а также организовали выездной семинар на р. Арю с уборкой прилегающей территории от бытового мусора. Вообще, роль старшего вожатого в системе дополнительного образования огромная. Взять, например, детское общественное движение. В условиях школы структурой, формирующей лидеров, является детская общественная организация. И качество ученического самоуправления во многом зависит от того, как была построена работа детской организации, смогла ли детская организация развить в детях желание быть полезными обществу и окружающим. И, безусловно, руководящей, координирующей, направляющей стороной является старший вожатый. В пример можно привести Большеяниковскую школу, где благодаря четкой и слаженной работе заместителя директора по воспитательной работе Афанасьевой Алены Юрьевны и старшего вожатого Кудряшовой Татьяны Александровны начало свою активную работу Российское движение школьников, которое является пилотной площадкой в Урмарском районе. Также большую помощь в организации районных, муниципальных этапов республиканских конкурсов для детей дошкольного и школьного возраста оказывают нам старшие вожатые, заместители директоров по воспитательной работе и воспитатели дошкольных учреждений.

 Конечно, о роли старшего вожатого в системе дополнительного образования можно говорить бесконечно, но одно мы знаем точно – успехи и достижения нашего учреждения связаны, в первую очередь, с людьми, которые работают в нашем Доме творчества – увлеченными, амбициозными, трудолюбивыми и неравнодушными.

 

- Какими успехами и достижениями прославился Дом детского творчества за последние годы?

 

- Благодаря инициативе и упорству нашего молодого педагога Чуркина Кирилла Ивановича, который руководит кружковым объединением «Родные просторы» в Шоркистринской школе, Дому детского творчества в 2016 году присудили грант Главы Чувашской Республики в размере 200 тыс. рублей  в целях развития образовательного туризма в образовательных учреждениях Урмарского района. Многие знают, что Чувашская Республика является участником федерального проекта «Живые уроки», инициированным Минкультуры России и Российским союзом туриндустрии. Данный проект ставит своей главной целью создать туристические маршруты, интегрированные в школьное образование. В этой связи в Урмарском районе была проведена работа по разработке образовательных маршрутов и активному вовлечению школьников  к участию в мероприятиях образовательного туризма, как на территории Чувашии, так и за её пределами. Именно благодаря гранту в ноябре 2016 года нами были организованы бесплатные экскурсии по маршрутам проекта «Живые уроки» в городе Чебоксары. Также были выезды на экскурсии и в город Казань, где дети знакомились с достопримечательностями столицы Татарстан. Всего в этих экскурсиях приняли участие 227 учеников Урмарского района.  И уже в декабре 2016 года в стенах Дома детского творчества состоялась конференция по итогам этих экскурсий. В самом начале  экскурсионных мероприятий мы ставили перед собой очень важные задачи – это вовлечение детей в исследовательскую деятельность, интерес к истории и развитию родного края, развитие чувства патриотизма за свою Родину, и наконец,  положительные эмоции детей от этих экскурсий. Подводя итоги конференции, могу с уверенностью сказать, что эти задачи нами были решены.

Многие уже, наверное, знают, что 5 января 2017 года Глава Чувашской Республики Михаил Васильевич Игнатьев подписал распоряжение о назначении специальных стипендий для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность. Согласно этому документу стипендию в размере 1830 рублей  в этом году получат 994 представителя молодежи и студенчества по всей республике. Среди этих молодых людей и наши воспитанники. Это обучающаяся кружкового объединения «Родная сторона» Короткова Елизавета и каратистка Долгова Кристина. Мы уверены, что стипендия станет дополнительным стимулом для развития, достижения новых результатов в научно-исследовательской, спортивной  и творческой деятельности наших воспитанников.

 

- Какую цель ваш коллектив ставит перед собой сегодня?

 

- Усилия наших педагогов направлены, в первую очередь, на личностное развитие и самоопределение воспитанников, на создание условий для ситуации успеха в их жизни, на выявление талантов. Во-вторых, развивать новые направления деятельности, востребованные в настоящее время в современном мире. А также методическая работа – это проведение семинаров, мастер-классов для педагогических кадров образовательных учреждений, оказание практической помощи образовательным организациям района в реализации экологической деятельности, развитии технического и прикладного творчества детей, художественно-эстетического развития.

Всем известно, что 2017 год в России по Указу Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина – это Год Экологии, а в Чувашии по Указу Главы Чувашской Республики Михаила Васильевича Игнатьева – год Матери и Отца. Поэтому воспитание молодых людей для создания в будущем крепких семей, укрепление общесемейных ценностей, сохранение экологии души также станет для нас приоритетом.